По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Распоряжение Коллегии Администрации Кемеровской области от 22.09.2014 N 604-р "Об утверждении сводного доклада о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2013 год"



КОЛЛЕГИЯ АДМИНИСТРАЦИИ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

РАСПОРЯЖЕНИЕ
от 22 сентября 2014 г. № 604-р

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ СВОДНОГО ДОКЛАДА О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА
ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ
ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", распоряжения Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. № 138-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области":
1. Утвердить прилагаемый сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2013 год, подготовленный департаментом экономического развития Администрации Кемеровской области на основе докладов о достигнутых значениях показателей для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за 2013 год и их планируемых значениях на трехлетний период.
2. Рекомендовать главам муниципальных образований принять меры для обеспечения положительной динамики показателей оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов в 2014 году.
3. Настоящее распоряжение подлежит опубликованию на сайте "Электронный бюллетень Коллегии Администрации Кемеровской области".
4. Контроль за исполнением настоящего распоряжения возложить на заместителя Губернатора Кемеровской области (по экономике и региональному развитию) Д.В.Исламова.
5. Распоряжение вступает в силу со дня подписания.

Губернатор
Кемеровской области
А.М.ТУЛЕЕВ





Утвержден
распоряжением
Коллегии Администрации
Кемеровской области
от 22 сентября 2014 г. № 604-р

СВОДНЫЙ ДОКЛАД
О РЕЗУЛЬТАТАХ МОНИТОРИНГА ЭФФЕКТИВНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ ГОРОДСКИХ ОКРУГОВ
И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНОВ КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ ЗА 2013 ГОД

Введение

Сводный доклад о результатах мониторинга эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области за 2013 год подготовлен во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов", постановления Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 г. № 1317 "О мерах по реализации Указа Президента Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. № 607 "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов" и подпункта "и" пункта 2 Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления".
В Кемеровской области оценка эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов осуществляется департаментом экономического развития Администрации Кемеровской области и проводится в соответствии со следующими нормативными правовыми актами:
распоряжением Коллегии Администрации Кемеровской области от 15 февраля 2013 г. № 138-р "Об оценке эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области";
постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011 г. № 43-пг "Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности";
постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011 г. № 44-пг "Об утверждении Положения о порядке выделения ежегодных грантов городским округам и муниципальным районам по результатам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов за отчетный год";
постановлением Губернатора Кемеровской области от 23 января 2014 г. № 3-пг "Об оценке населением эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности Кемеровской области или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению городских округов и муниципальных районов Кемеровской области".
Эффективность деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов оценивается по 40 показателям, сгруппированным по следующим сферам:
экономическое развитие;
дошкольное образование;
общее и дополнительное образование;
культура;
физическая культура и спорт;
жилищное строительство и обеспечение граждан жильем;
жилищно-коммунальное хозяйство;
организация муниципального управления;
энергосбережение и повышение энергетической эффективности.
В качестве источников информации для проведения оценки эффективности используются данные, представленные в докладах глав администраций городских округов и муниципальных районов, а также результаты опросов населения о деятельности органов местного самоуправления.
Учитывая различия в статусе городских округов и муниципальных районов, мониторинг эффективности деятельности органов местного самоуправления муниципальных образований Кемеровской области проводится отдельно среди 16 городских округов и среди 18 муниципальных районов. Общая информация о городских округах и муниципальных районах Кемеровской области представлена в приложении к настоящему сводному докладу.
По итогам оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления за достижение наилучших значений показателей деятельности органов местного самоуправления, начиная с 2009 года, три городских округа и три муниципальных района поощряются дипломами и грантами.

I. Результаты мониторинга эффективности деятельности
органов местного самоуправления городских округов
и муниципальных районов

1. Экономическое развитие

Итоги социально-экономического развития Кемеровской области в 2013 году свидетельствуют о стабильном развитии основных отраслей в регионе.
В сфере добычи угля выдано на-гора 203 млн. тонн угля, введены в эксплуатацию четыре новых угольных предприятия.
В металлургии отгружена первая партия рельсов дифференцированной закалки, изготовленная на современном оборудовании с возможностью выпуска рельсов длиной до 100 метров, в общем объеме 1880 тонн.
В агропромышленном комплексе собрано 1 102 тыс. тонн зерна, аграрии полностью обеспечили население картофелем и овощами, увеличили производство молока и мяса.
Сохранены набранные темпы жилищного строительства: в 2013 году введено в строй более 1 млн. кв. метров жилья, новоселами стали 21500 кузбасских семей.
Увеличены доходы населения: по итогам года рост среднедушевых денежных доходов составил 106,1 процента, а среднемесячная заработная плата увеличилась на 8,2 процента по сравнению с 2012 годом и достигла 25 326 рублей.
Также успешно решались вопросы сокращения очереди в дошкольные учреждения (в 25 территориях области полностью ликвидирована очередность в детские сады для детей с 3 до 7 лет), модернизации образования и здравоохранения.
Несмотря на дефицит бюджета, в 2013 году сохранены в полном объеме все социальные выплаты и льготы, дополнительно расширен перечень льготных категорий населения, увеличен минимальный размер кузбасской пенсии. Всего на меры социальной поддержки кузбассовцев было направлено около 14,6 млрд. рублей, эти средства распределены на льготы 1 млн. жителей Кемеровской области.

Развитие малого и среднего предпринимательства

На протяжении последних лет Кемеровская область успешно выполняет основные задачи, поставленные в регионе по развитию малого и среднего бизнеса: растет оборот продукции, производимой малыми предприятиями, увеличивается количество предприятий и занятых на них работников.
В 2013 году в Кемеровской области вновь зарегистрировано 5,1 тыс. субъектов малого и среднего предпринимательства, всего их количество составило 33,97 тыс. единиц. Прогнозный рост числа малых предприятий обеспечен в городах Междуреченске, Калтане, Беловском, Крапивинском, Прокопьевском, Топкинском и Юргинском муниципальных районах.
Малый бизнес в основном сосредоточен в крупных городах области Кемерово и Новокузнецке, здесь на 10 тыс. человек населения приходится более 390 единиц малых предприятий. Благоприятные условия для развития предпринимательства созданы также в городах Осинники, Юрге, Междуреченске, Белово, Прокопьевске, в Новокузнецком и Таштагольском муниципальных районах, здесь на 10 тыс. человек населения зарегистрировано свыше 300 субъектов бизнеса (рисунок 1).



Рисунок 1. Число субъектов малого предпринимательства,
единиц на 10 тыс. человек населения

На сегодняшний день в малом бизнесе трудится каждый четвертый занятый в экономике области, по итогам 2013 года доля среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) малых и средних предприятий в среднесписочной численности работников (без внешних совместителей) всех предприятий и организаций составляет 25,3 процента. В городе Киселевске и Ленинск-Кузнецком муниципальном районе работают в малом бизнесе свыше 40 процентов экономически активного населения. Значительный рост населения, задействованного в сфере малого предпринимательства, отмечается в городах Анжеро-Судженске, Междуреченске, Осинники, Прокопьевске, Гурьевском, Кемеровском, Крапивинском, Промышленновском и Тисульском муниципальных районах.
Положительная динамика достигнута за счет реализации государственных мер поддержки и создания условий для развития малого и среднего предпринимательства в регионе.
Во всех 34 муниципальных образованиях области утверждены и действуют муниципальные программы развития предпринимательства, функционируют муниципальные центры поддержки предпринимательства, в городах Кемерово, Калтане, Киселевске, Междуреченске и Топкинском муниципальном районе открыты бизнес-инкубаторы.
Начинающим предпринимателям предоставляются грантовая поддержка на открытие собственного бизнеса, льготные кредиты и субсидии по различным затратам (например, по уплате процентов по лизинговым договорам или подключению к объектам электросетевого хозяйства).
Для защиты прав и законных интересов субъектов малого бизнеса в 2013 году в Кемеровской области создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей. Содействие и консультационную поддержку предприятиям также оказывают Кузбасский региональный центр субконтрактации и региональное представительство Евро-инфо корреспондентского центра.
В муниципальных образованиях реализуется комплекс мероприятий по вовлечению молодежи в предпринимательскую деятельность - это профильное обучение, формирование у молодых людей навыков ведения бизнеса, популяризация предпринимательской деятельности, участие в федеральных и региональных программах ("Юный предприниматель Кузбасса", "Ты - предприниматель"). В результате реализации мероприятий открыто 70 новых молодежных бизнес-компаний, более 160 субъектов получили поддержку, всего участие в программе приняли свыше 4 тыс. молодых людей.
В то же время в муниципальных образованиях существуют сдерживающие внешние факторы, препятствующие развитию бизнеса: отсутствие у граждан стартового капитала на открытие собственного бизнеса, ограниченная доступность финансовых ресурсов, неустойчивая политика в вопросах налогообложения.
Органам местного самоуправления рекомендуется:
усовершенствовать механизмы предоставления финансовой поддержки начинающим предпринимателям, облегчить доступ субъектов к долгосрочным финансовым источникам;
усилить имущественную поддержку предприятий действующими объектами инфраструктуры, в том числе с возможностью приватизации муниципального имущества;
своевременно информировать субъекты малого бизнеса о происходящих изменениях в законодательстве, регулирующем предпринимательскую деятельность.

Инвестиции

В Кемеровской области проводится активная политика, направленная на привлечение инвестиций.
В 2013 году на развитие экономики и социальной сферы области направлено 215,6 млрд. рублей инвестиций в основной капитал. Объем иностранных инвестиций, увеличившись в 1,3 раза по сравнению с 2012 годом, достиг рекордного уровня и составил 1,7 млрд. долларов США.
Наиболее крупными инвестиционными проектами, реализуемыми в Кемеровской области, являются:
строительство Яйского нефтеперерабатывающего завода (ЗАО "НефтеХимСервис"). В июле 2013 года завод введен в эксплуатацию и начат выпуск нефтепродуктов, а с декабря 2013 года предприятие практически вышло на проектную мощность (переработка 200 тыс. тонн нефти в месяц);
строительство нефтеперерабатывающего комплекса глубокой переработки на базе ООО "Анжерская нефтегазовая компания" мощностью первичной переработки нефти 1 млн. тонн в год (в 2013 году начато строительство дополнительной установки переработки нефти) и ООО "НПЗ "Северный Кузбасс" мощностью переработки сырой нефти 2 млн. тонн в год;
добыча метана из угольных пластов (инновационный проект по добыче метана как энергоресурса реализуется с 2008 года предприятием ООО "Газпром добыча Кузнецк", производственная мощность 4 - 4,5 млрд. куб. метров газа к 2030 году);
производство универсальных железнодорожных полувагонов с разгрузочными люками повышенной вместимости и грузоподъемности (ОАО "Новокузнецкий вагоностроительный завод"), строительство и эксплуатация вагоноремонтного депо, 4800 ремонтов в год (ООО "Сибирская вагоноремонтная компания"), производство уникальных специальных полувагонов, цистерн, платформ для перевозки грузов (ООО "Кузбасская вагоностроительная компания").
Продолжается модернизация и развитие угледобывающей отрасли. В 2013 году введены в эксплуатацию новые современные угольные предприятия: шахта "Ерунаковская-8" (в 2013 году добыто 1,2 млн. тонн угля), шахта "Бутовская" (мощность 1,5 млн. тонн коксующегося угля), новый технологический корпус обогатительной фабрики шахты имени Кирова (перерабатывающая мощность до 6 млн. тонн угля в год).
Лидерами по объему привлеченных средств являются угольные районы Кемеровской области (Новокузнецкий, Кемеровский, Беловский и Ленинск-Кузнецкий муниципальные районы) и Яйский муниципальный район, здесь по итогам года объем инвестиций в основной капитал (за исключением бюджетных средств) в расчете на одного жителя превысил 160 тыс. рублей. Наибольшее значение показателя достигнуто в Прокопьевском муниципальном районе - 537 тыс. рублей на одного жителя (рисунок 2).
Достигли заметных результатов в привлечении инвестиций в экономику и создании комфортного инвестиционного климата города Ленинск-Кузнецкий, Юрга, Прокопьевск и Таштагольский муниципальный район - муниципальные образования, в которых созданы зоны экономического благоприятствования.
Наименьшая инвестиционная активность наблюдается в городе Анжеро-Судженске (менее 14 тыс. рублей на одного жителя), в пгт Краснобродский объем инвестиций по сравнению с 2012 годом снизился в разы (рисунок 2).



Рисунок 2. Объем инвестиций в основной капитал
(за исключением бюджетных средств) в расчете на одного
человека в муниципальных образованиях, тыс. рублей

В Кемеровской области созданы максимально благоприятные условия для привлечения инвестиций.
В частности, разработана инвестиционная стратегия региона, сформирован план создания объектов необходимой для инвесторов инфраструктуры, приняты инвестиционный меморандум области и нормативные акты, в которых отражены все формы государственной поддержки и условия ее получения. Кроме того, введен институт оценки регулирующего воздействия, создан и функционирует инвестиционный портал региона, с 2008 года действует совет по инвестиционной и инновационной деятельности при Губернаторе Кемеровской области.
Также в области в форме государственного казенного учреждения создано агентство по привлечению и защите инвестиций, призванное сопровождать инвестиционные проекты, в том числе активно содействовать прохождению инвестором необходимых административных процедур.
Для оперативного решения проблем и вопросов, возникающих в процессе инвестиционной деятельности, во всех 34 муниципальных образованиях назначены инвестиционные уполномоченные, которые регулярно проводят личные приемы с представителями субъектов инвестиционной деятельности.
В целях повышения инвестиционной привлекательности и увеличения притока инвестиций органам местного самоуправления рекомендуется:
постоянно оптимизировать и совершенствовать прохождение административных процедур в рамках исполнения муниципальных функций и предоставления муниципальных услуг;
обеспечивать доступ инвесторов к имущественным, земельным ресурсам и инженерной инфраструктуре;
актуализировать базу данных инвестиционных площадок и проектов на информационных ресурсах об инвестиционной деятельности;
информировать потенциальных инвесторов об инвестиционных возможностях муниципального образования, распространять презентационную информацию, участвовать в инвестиционных форумах, конференциях.

Сельское хозяйство

Агропромышленный комплекс Кемеровской области в 2013 году, невзирая на неблагоприятные погодные условия, продемонстрировал прирост объемов производства продукции растениеводства, животноводства и других отраслей.
Итоговый результат жатвы - 1 102 тыс. тонн зерна при средней урожайности 18 центнеров с гектара (2012 год - 10,6), овощной продукции собрано 874 тыс. тонн (рост на 17 процентов). В животноводстве произведено 127 тыс. тонн мяса, получено 369 тыс. тонн молока. Высокие показатели достигнуты в птицеводстве - 952 млн. яиц.
В Кемеровской области наряду с возделыванием традиционных зерновых культур перспективным направлением является выращивание и переработка гречихи и рапса. В регионе действуют два мини-завода по производству гречневой крупы с объемом выпуска до 50 тонн готовой продукции в сутки и три предприятия по переработке семян рапса общей производственной мощностью более 30 тыс. тонн сырья в год.
В сфере животноводства также реализуются крупные инвестиционные проекты. В частности, в Новокузнецком муниципальном районе продолжается реконструкция крупного предприятия с замкнутым циклом производства свинины (СПК "Чистогорский"). В Промышленновском муниципальном районе введена вторая очередь крупнейшего за Уралом молочного комплекса с полным циклом выращивания крупного рогатого скота производственной мощностью 55 тонн молока в сутки (ОАО "Ваганово"), ведется строительство высокотехнологичного молочно-товарного комплекса на содержание 1800 голов (ООО "Темп").
Вкладываются средства в развитие птицеводческих предприятий: завершена модернизация двух крупных птицефабрик в Новокузнецком муниципальном районе, продолжается реконструкция производственных мощностей птицефабрики в Яшкинском муниципальном районе.
Успешно развивается в Кемеровской области рыбное хозяйство. По производству товарной рыбы регион занимает первое место в Сибирском федеральном округе. Самое крупное предприятие по выращиванию рыбы - ООО "Беловское рыбное хозяйство" - реализовало в 2013 году 515 тонн продукции.
По итогам 2013 года большинство сельскохозяйственных предприятий достигли положительных финансовых результатов, 79,5 процента завершили год с прибылью (в 2012 году - 68,9). На безубыточное производство вышли организации в Прокопьевском, Крапивинском, Гурьевском и Тисульском муниципальных районах. Результативно сработали сельскохозяйственные предприятия Кемеровского, Тяжинского, Топкинского, Яйского и Мариинского муниципальных районов (рисунок 3).



Рисунок 3. Доля прибыльных сельскохозяйственных организаций
в общем числе сельскохозяйственных организаций
муниципального района, процентов

Вместе с тем в отрасли сохраняются и известные трудности: диспаритет цен на сельскохозяйственную и промышленную продукцию, низкая финансовая обеспеченность предприятий, жесткие условия конкуренции, недостаточный приток частных инвестиций, дефицит квалифицированных кадров.
В этих обстоятельствах органам местного самоуправления рекомендуется создавать условия для устойчивого развития сельских территорий, ускорения темпов роста объемов сельскохозяйственного производства, в том числе:
содействовать эффективному использованию земель сельскохозяйственного назначения, освоению заброшенных участков;
поддерживать развитие новых производств и перспективных направлений в сельском хозяйстве, увеличивать число перерабатывающих предприятий;
способствовать расширению рынков сбыта сельскохозяйственной продукции местных товаропроизводителей;
осуществлять мероприятия по привлечению и закреплению специалистов в агропромышленном комплексе.

Дорожное хозяйство и транспорт

Для Кемеровской области дорожная отрасль - важнейшая составляющая инфраструктуры региона, поэтому строительство, обеспечение сохранности и поддержание дорог в хорошем техническом состоянии являются приоритетными. За последних два года в области построено и отремонтировано более 400 километров дорог, 30 мостов и путепроводов.
Знаковое событие 2013 года в дорожном строительстве - открытие второго участка автомагистрали Кемерово - Ленинск-Кузнецкий протяженностью 19,5 километра (первый участок протяженностью 25 километров запущен в 2011 году). За время строительства была проведена масштабная работа: возведены мост и три путепровода, смонтированы 24 водопропускные трубы, построена разноуровневая транспортная развязка, установлено 36 километров дорожного ограждения. Кроме того, строители рекультивировали почти 365 гектаров земель и посадили более 20 километров лесополос. Новая трасса с дорожным полотном, выполненным из новейших материалов, вдвое увеличивает пропускную способность, обеспечивает безопасность движения, улучшает экологию близлежащих населенных пунктов.
В 2013 году введены в эксплуатацию новые объекты на участке дороги Ленинск-Кузнецкий - Новокузнецк: завершено строительство транспортной развязки, открыты для движения надземный пешеходный переход и новый путепровод.
Продолжена реализация важного дорожного проекта - строительство объездной дороги в Таштагольском муниципальном районе протяженностью 14,5 километра.
Существенно преобразились дороги и во многих муниципальных образованиях.
В частности, в городе Ленинске-Кузнецком и Топкинском муниципальном районе к областным праздникам (День шахтера и День села) проведен капитальный и текущий ремонт дорог, благоустроены дворы, построен автомобильный мост и отремонтированы дороги в сельских поселениях.
В городе Кемерово капитально отремонтированы более 15 километров городских магистралей, расширены 5 перекрестков, проведена обработка асфальтобетонных покрытий на 11 объектах общей площадью 155 тыс. кв. метров, обновлены дороги частного сектора.
В городе Новокузнецке открыт после реконструкции участок Ильинской трассы, завершены ремонтные работы на южном въезде (расширена проезжая часть прилегающих улиц, сооружены дополнительные полосы движения, разгружающие кольцевую транспортную развязку).
В Таштагольском муниципальном районе к юбилею административного центра проведена масштабная работа по ремонту улично-дорожной сети и придомовых территорий многоквартирных домов, в том числе расширена проезжая часть площадью 34 тыс. кв. метров.
В Яйском муниципальном районе осуществлено строительство дороги с асфальтовым покрытием протяженностью три километра, объем финансирования составил более 16 млн. рублей.
Ремонт дорог местного значения проводился также в городах Белово, Междуреченске, Мыски, Осинники, Прокопьевске, пгт Краснобродский, Беловском, Крапивинском, Мариинском, Новокузнецком, Прокопьевском, Тяжинском и Яшкинском муниципальных районах.
В результате в 9 муниципальных образованиях все дороги общего пользования местного значения соответствуют нормативным требованиям и находятся в удовлетворительном состоянии. Вместе с тем в городах Калтане, Тайге и Тисульском муниципальном районе по-прежнему сохраняется наибольшая доля протяженности дорог, не отвечающих нормативным требованиям (рисунок 4).



Рисунок 4. Доля протяженности автомобильных дорог общего
пользования местного значения, не отвечающих нормативным
требованиям, в общей протяженности автомобильных дорог
общего пользования местного значения, процентов

Все города, рабочие поселки и 90 процентов сельских населенных пунктов Кемеровской области обеспечены регулярным транспортным сообщением. Отсутствует круглогодичная дорожная связь с отдаленными поселениями в 10 муниципальных образованиях, из них в Новокузнецком муниципальном районе доля населения, проживающего в населенных пунктах, не имеющих регулярного транспортного сообщения, достигает максимального значения и составляет 4,5 процента от общей численности муниципального района, в остальных территориях показатель не превышает одного процента.
Для повышения качества и культуры обслуживания населения, безопасности функционирования транспортного комплекса в Кемеровской области ежегодно обновляется парк транспортных средств. В 2013 году за счет средств областного бюджета и спонсорской помощи приобретено 88 автобусов, в том числе по договору лизинга, на общую сумму более 365 млн. рублей.
В целях сохранения существующей дорожной инфраструктуры и ее дальнейшего развития органам местного самоуправления рекомендуется:
осуществлять строгий контроль качества и своевременности работ по ремонту муниципальных дорог;
обеспечивать сохранность автомобильных дорог и поддерживать их в состоянии, обеспечивающем круглогодичное бесперебойное и безопасное движение автомобильного транспорта, путем выполнения эксплуатационных и ремонтных мероприятий;
организовывать перевозки пассажиров в отдаленные поселения, приводить в соответствие с нормативными требованиями дороги, следующие по этим маршрутам;
совершенствовать организацию и безопасность дорожного движения.

Доходы населения

По итогам 2013 года среднедушевые денежные доходы населения Кемеровской области увеличились по сравнению с 2012 годом на 6,1 процента. Рост доходов обусловлен прежде всего ростом заработной платы (увеличение на 8,2 процента), социальных выплат, в том числе пенсий (на 14,1 процента).
Для обеспечения роста заработной платы как в целом по экономике, так и бюджетной сфере в муниципальных образованиях проводятся следующие мероприятия:
заключаются соглашения о социально-экономическом сотрудничестве между администрациями муниципальных образований и руководителями предприятий, индивидуальными предпринимателями, предусматривающие повышение оплаты труда до 15 процентов (в 2013 году администрациями муниципальных образований заключено 8637 таких соглашений);
проводятся заседания областных и муниципальных штабов по финансовому мониторингу и поддержке отраслей экономики, на которых заслушиваются работодатели, выплачивающие заработную плату ниже прожиточного минимума или имеющие просроченную задолженность;
проводится поэтапное увеличение фондов оплаты труда работников бюджетных учреждений (в 2013 году индексация проведена 7 раз, затронула она педагогических работников общего, дошкольного, дополнительного образования, работников учреждений культуры и социальной защиты, младшего медицинского персонала и других категорий);
оптимизируются сеть и штатная численность муниципальных учреждений;
внедряются механизмы стимулирования работников к повышению качества предоставления услуг.
Максимальный размер заработной платы определен в городе Междуреченске, Прокопьевском и Новокузнецком муниципальных районах, здесь работникам крупных и средних предприятий начисляют более 33 тыс. рублей. Минимальная заработная плата (17 тыс. рублей) сложилась в Чебулинском и Ижморском муниципальных районах (рисунок 5).



Рисунок 5. Среднемесячная номинальная начисленная
заработная плата работников крупных и средних предприятий
и некоммерческих организаций в муниципальных образованиях,
рублей

За счет выделения средств из областного и местного бюджетов средняя заработная плата отдельных категорий работников бюджетных учреждений планомерно повышается до среднеобластного уровня. По итогам 2013 года среднемесячная начисленная заработная плата учителей общего образования во всех муниципальных образованиях уже достигла средней заработной платы в регионе, а в городах Полысаево, Тайге, Ленинске-Кузнецком она превысила 28 тыс. рублей. В городах Кемерово и Новокузнецке наблюдается высокий уровень заработной платы у работников учреждений физической культуры и спорта (23,4 и 22 тыс. рублей соответственно при среднеобластном значении 15 тыс. рублей).
Также в Кемеровской области проводится целенаправленная социальная политика: выплачивается кузбасская пенсия, оказывается адресная поддержка малоимущих слоев населения - пенсионеров, студентов, многодетных и малообеспеченных семей, выдаются льготные жилищные и образовательные займы семьям бюджетников и молодым семьям, предоставляется льготный проезд на общественном транспорте для отдельных категорий граждан и другие. В 2013 году не только сохранены все социальные выплаты и льготы, но и введены новые меры социальной поддержки для детей-сирот и студенческой молодежи. Всего льготами в Кемеровской области пользуются около 1 млн. человек, а это каждый третий житель.
В целях повышения доходов населения органам местного самоуправления рекомендуется:
продолжать работу штабов по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики в части легализации доходов, своевременности выплаты заработной платы и пресечения применения предприятиями "серых" схем оплаты труда;
обеспечивать повышение заработной платы отдельных категорий работников муниципальных учреждений, в том числе на основе структурных и институциональных изменений.

2. Дошкольное образование

В 2013 году в Кемеровской области с задачей полного обеспечения детей в возрасте от 3 до 7 лет местами в дошкольных образовательных учреждениях справилось большинство муниципальных образований (27 территорий из 34). В результате охват детей указанного возраста дошкольным образованием составил 97,7 процента.
Сокращение очередности в детские сады достигнуто за счет реализации комплекса мер по обеспечению доступности и качества дошкольного образования.
В частности, в муниципальных образованиях строятся новые современные дошкольные учреждения (в 2013 году сдано 10 детских садов), реконструируются и капитально ремонтируются здания (ремонт проведен в 25 дошкольных учреждениях), открываются дополнительные группы в действующих дошкольных учреждениях и на базе учреждений образования и культуры.
Приоритетным направлением остается создание альтернативных форм дошкольного образования: семейные детские сады и частные центры развития детей дошкольного возраста (развивающие игровые центры, православные детские центры полного дня пребывания).
С 2008 года в Кемеровской области реализуется проект по созданию семейных групп, являющихся структурными подразделениями муниципальных дошкольных образовательных организаций. По состоянию на 1 января 2014 г. в регионе действуют 1754 таких группы, в которых воспитываются около 3 тыс. детей (это равноценно открытию 12 детских садов по 220 мест каждый).
Семьям, в которых воспитываются дети до 3 лет, услуги дошкольного образования предлагаются также через систему гувернерской службы, центров "Семья", групп кратковременного пребывания. Отдельным категориям граждан предоставляется ежемесячная денежная выплата на каждого ребенка, претендующего на прием в дошкольное образовательное учреждение.
В большинстве муниципальных образований отмечается снижение доли детей в возрасте от 1 до 6 лет, стоящих на учете для определения в дошкольные учреждения. Вместе с тем сохраняется высокая дефицитность мест в детские сады для детей раннего возраста в городах Ленинске-Кузнецком, Осинники, Белово, Междуреченске и Гурьевском муниципальном районе (рисунок 6).



Рисунок 6. Доля детей в возрасте 1 - 6 лет, стоящих
на учете для определения в муниципальные дошкольные
образовательные учреждения, в общей численности детей
в возрасте 1 - 6 лет, процентов

В целом по Кемеровской области только в 3 муниципальных образованиях (города Белово и Новокузнецк, Тисульский муниципальный район) имеются дошкольные учреждения, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, в остальных территориях учреждения находятся в удовлетворительном состоянии.
В целях обеспечения доступного и качественного дошкольного образования органам местного самоуправления рекомендуется:
создавать в каждом дошкольном учреждении дополнительные группы для детей раннего возраста;
развивать современные модели дошкольного образования (группы кратковременного пребывания, группы семейного воспитания, центры игровой поддержки и другие формы), привлекать негосударственные организации в данную сферу;
проводить мероприятия по привлечению в дошкольное образование молодых специалистов, способствовать профессиональной переподготовке и повышению квалификации педагогов.

3. Общее и дополнительное образование

Реализация образовательной политики в Кемеровской области в 2013 году позволила обозначить ряд позитивных достижений.
Так, на протяжении ряда лет сохраняется положительная динамика качества образовательных услуг. По результатам проведения единого государственного экзамена увеличилось количество выпускников, получивших 90 и более баллов, повысился средний тестовый балл по ряду предметов. В городах Осинники, Полысаево, пгт Краснобродский и Новокузнецком муниципальном районе все выпускники успешно сдали экзамены по русскому языку и математике, в 8 территориях итоговую аттестацию по обязательным предметам прошли более 99 процентов учащихся.
Созданы механизмы мотивации педагогов к повышению качества работы и непрерывному профессиональному росту, в том числе посредством введения стандартов деятельности. С целью совершенствования учительского корпуса утверждена Программа развития и обновления кадрового потенциала региональной системы образования на 2013 - 2016 годы.
Значительно укреплена материально-техническая база образовательных организаций, в том числе капитально отремонтированы здания в городах Полысаево и Ленинске-Кузнецком, Прокопьевском муниципальном районе, построена новая цифровая школа на 550 мест в городе Кемерово. Созданы все условия, отвечающие современным требованиям к обучению, в муниципальных общеобразовательных учреждениях в пгт Краснобродский и Топкинском муниципальном районе. В городах Анжеро-Судженске, Калтане, Кемерово, Тайге, Гурьевском, Кемеровском, Новокузнецком и Прокопьевском муниципальных районах соответствуют установленным требованиям 80 и более процентов общеобразовательных учреждений от общего их количества (рисунок 7).



Рисунок 7. Доля муниципальных общеобразовательных
учреждений, соответствующих современным требованиям
обучения, в общем количестве муниципальных
общеобразовательных учреждений

В Кемеровской области создана эффективная система организации отдыха и оздоровления детей и подростков. Во всех муниципальных образованиях действуют центры содействия укреплению здоровья обучающихся, реализуются модель "Школа здоровья" и спортивно-технический комплекс "Готов к труду и защите Отечества", проводится Всекузбасский день здоровья. Показатель удельного веса детей первой и второй групп здоровья в целом по области является стабильным и достигает 71,2 процента (2012 год - 69,7 процента). Наиболее "здоровыми" являются дети в городе Тайге, пгт Краснобродский, Кемеровском и Яшкинском муниципальных районах, здесь доля обучающихся, отнесенных к первой и второй группе здоровья, превышает 80 процентов.
Развивается олимпиадное и конкурсное движение, увеличивается число школьников, получающих государственную поддержку за достижения в учебе, творчестве и спорте. Одной из форм поддержки одаренных детей является вручение бесплатных путевок на отдых в Грецию, всероссийские детские центры "Океан", "Орленок" и другие. В 2013 году такие путевки, а также возможность бесплатного проезда в составе организованных групп, направляемых на отдых, получили около тысячи детей.
В муниципальных образованиях сформирована система выявления и поддержки талантливых детей и молодежи, приняты муниципальные целевые программы по развитию молодых талантов (в частности, долгосрочная целевая программа по созданию системы поиска и поддержки талантливых детей и молодежи в Топкинском муниципальном районе на 2013 - 2015 годы, муниципальная программа Юргинского муниципального района "Одаренные дети"). Сохранено видовое разнообразие организаций дополнительного образования детей: центры, дворцы, дома, станции, школы, а также созданы условия для самореализации талантов и способностей учащихся в различных конкурсах, соревнованиях, фестивалях и других мероприятиях.
Всего в Кемеровской области получают услуги по дополнительному образованию более 200 тыс. детей и молодежи. Наиболее привлечены к творческой деятельности учащиеся в городах Кемерово, Киселевске, Осинники, Беловском, Гурьевском, Кемеровском, Прокопьевском и Топкинском муниципальных районах. В пгт Краснобродский и городе Тайге, напротив, охват детей дополнительным образованием менее 40 процентов, при этом значение показателя еще и снижается (рисунок 8).



Рисунок 8. Доля детей в возрасте 5 - 18 лет, получающих
услугу по дополнительному образованию в организациях
различной организационно-правовой формы, в общей
численности детей данной возрастной группы, процентов

В муниципальных образованиях остается актуальной проблема обучения в режиме двухсменной учебной недели: в 11 территориях почти треть школьников занимаются во вторую смену, а в городах Березовском и Ленинске-Кузнецком доля таких учащихся достигает 40 процентов.
В целях повышения качества и доступности образовательных услуг органам местного самоуправления рекомендуется:
организовать работу по снижению количества обучающихся во вторую смену;
способствовать обеспечению равных и комфортных условий для получения общего и дополнительного образования;
укреплять и развивать материально-техническую базу учреждений дополнительного образования.

4. Культура

В 2013 году продолжилось развитие сферы культуры по основным направлениям: оптимизация сети, укрепление материально-технической базы учреждений, улучшение качества и расширение спектра предоставляемых услуг, содействие сохранению культурного потенциала и творческого наследия региона.
На модернизацию материально-технической базы учреждений культуры и искусства из бюджетов всех уровней было выделено свыше 730 млн. рублей. Средства направлены на ремонты, реконструкцию зданий, приобретение транспорта и оборудования, обеспечение безопасности. Масштабная реконструкция зданий домов культуры проведена в городе Топки, Кемеровском и Тяжинском муниципальных районах. В городе Ленинске-Кузнецком после капитального ремонта открыты Дворец культуры и детская школа искусств.
В муниципальных образованиях ведется дальнейшая оптимизация сети клубных учреждений, за 5 лет количество клубов и учреждений клубного типа сократилось на 74 единицы. В среднем по области обеспеченность клубами составляет 91 процент от нормативной потребности, в 12 муниципальных образованиях, преимущественно в районах, количество учреждений соответствует нормативному уровню.
Реализуется комплекс мер по сохранению и развитию библиотечной системы: открываются виртуальные читальные залы, предоставляются новые виды библиотечных услуг. В рамках регионального проекта "Культура" продолжается создание модельных сельских библиотек (всего открыто 20 библиотек такого формата, в том числе в 2013 году - в Чебулинском, Новокузнецком, Прокопьевском и Тисульском муниципальных районах).
Обеспеченность библиотеками в среднем по области составляет 68 процентов от нормативной потребности, высокий уровень фактической обеспеченности (100 процентов и выше) в городах Калтане, Междуреченске, Мыски, Осинники, Полысаево, Тайге, пгт Краснобродский, Гурьевском и Промышленновском муниципальных районах.
В Кемеровской области на государственной охране находится 1362 объекта культурного наследия, из них 203 обладают статусом муниципального значения. В целях сохранения уникального культурно-исторического наследия ежегодно проводится мониторинг объектов культурного наследия, по результатам которого устанавливается техническое состояние памятников истории и культуры, при необходимости выполняются ремонтно-реставрационные работы. Также на объекты культурного наследия составляется учетная документация с последующим наложением на собственников объектов обременений в виде охранных обязательств. В настоящее время установлены границы территорий 400 объектов культурного наследия, заключено более 250 охранных обязательств.
На территории Кемеровской области созданы и действуют музеи-заповедники, этномузеи, музейные комнаты, которые способствуют сохранению материальной и духовной культуры коренного народа. В основном музейные учреждения сконцентрированы в городах Кемерово и Новокузнецке. На севере Кемеровской области развивающимся центром музейной жизни является город Мариинск, на юге - Таштагольский муниципальный район, здесь по инициативе администраций территорий созданы крупные муниципальные музейные объединения "Мариинск исторический" и "Трехречье".
Вместе с тем в 20 муниципальных образованиях имеются учреждения культуры, здания которых находятся в аварийном состоянии или требуют капитального ремонта, высокий уровень износа учреждений (свыше 25 процентов) в городе Полысаево и Крапивинском муниципальном районе. Актуальной остается проблема недостаточного количества парковых зон, только в 12 территориях уровень фактической обеспеченности парками культуры и отдыха соответствует нормативной потребности.
В целях обеспечения доступности культурных услуг и сохранности объектов культурного наследия органам местного самоуправления рекомендуется:
привлекать внебюджетные средства для укрепления материально-технической базы учреждений культуры и для восстановления памятников истории и культуры;
оформлять охранные обязательства собственников (пользователей) в отношении объектов культурного наследия, находящихся в муниципальной собственности;
создавать парки и зоны отдыха, в том числе с участием местного населения.

5. Физическая культура и спорт

В Кемеровской области уделяется особое внимание развитию массового спорта.
Для этого в муниципальных образованиях ведется строительство современных спортивных комплексов, которые предназначены не только для профессиональных спортсменов, но и для всех желающих заниматься спортом и вести здоровый образ жизни.
Так, в 2013 году в городе Ленинске-Кузнецком открыт спортивный комплекс с ледовой ареной и 6 спортивными залами. В Топкинском муниципальном районе сдан физкультурно-оздоровительный комплекс с универсальным игровым залом. В городе Прокопьевске завершилась реконструкция футбольного поля с современным искусственным покрытием. В Новокузнецком училище олимпийского резерва после реконструкции открыт зал для занятий тяжелой атлетикой. Продолжаются строительство физкультурно-оздоровительного комплекса с игровым залом в городе Ленинске-Кузнецком, административно-спортивного здания губернского центра горнолыжного спорта и сноуборда в Таштагольском муниципальном районе и ледового Дворца спорта в Прокопьевском муниципальном районе.
Также в муниципальных образованиях реализуются проекты по развитию сети велодорожек и велопарковок, оснащению спортивных площадок уличными тренажерами. Всего за 3 последних года в регионе открыли и реконструировали около 400 спортивных сооружений: спорткомплексов, бассейнов, стадионов, площадок для игровых видов спорта и т.д.
Ежегодно увеличивается количество физкультурных и спортивных мероприятий. В 2013 году проведено порядка 400 мероприятий различного уровня для различных категорий населения, среди них: спартакиады (трудящихся, студентов, малочисленных народов Кузбасса, лиц с ограниченными возможностями здоровья), всероссийские массовые спортивные соревнования ("Лыжня России", "Российский азимут", "Кросс нации", "Оранжевый мяч"), сезонные акции ("Лето в кроссовках", "Все на лыжи") и другие.
Масштабными спортивными мероприятиями в Кемеровской области, призванными привлечь широкие слои населения к систематическим занятиям физической культурой и спортом, являются Всекузбасские летние сельские спортивные игры (в них принимают участие более 600 спортсменов из 18 муниципальных районов) и кузбасский спортивно-технический комплекс "Готов к труду и защите Отечества" (с 2010 года нормативы по физической подготовке сдали 470 тысяч учащихся).
Для лиц с ограниченными возможностями здоровья и инвалидов проводятся Всекузбасский паралимпийский спортивный фестиваль и Всекузбасский физкультурный фестиваль для детей, справившихся с тяжелыми заболеваниями, "Мы готовы побеждать!".
По итогам 2013 года доля населения, систематически занимающегося физической культурой и спортом, во всех муниципальных образованиях возросла и составила в среднем по области 29,8 процента. Наиболее приобщены к спорту жители городов Междуреченска, Прокопьевска, Топкинского и Тисульского муниципальных районов, наименее активно занимаются физической культурой в пгт Краснобродский (рисунок 9).



Рисунок 9. Доля населения, систематически занимающегося
физической культурой и спортом, в процентах
к среднегодовой численности населения

В целях сохранения положительной динамики и устойчивого развития физической культуры и спорта органам местного самоуправления рекомендуется:
продолжать развивать инфраструктуру массового и детско-юношеского спорта как по месту жительства, так и в образовательных организациях;
регулярно проводить спортивные мероприятия и праздники среди различных групп населения, прежде всего среди детей и подростков;
формировать доступные условия для занятий спортом людей с ограниченными возможностями здоровья, содействовать развитию адаптивного спорта;
повышать эффективность пропаганды физической культуры и спорта, включая производство и распространение информационно-просветительских программ.

6. Жилищное строительство и обеспечение граждан жильем

Начиная с 2007 года в Кемеровской области ежегодно вводится более одного миллиона квадратных метров нового жилья, в 2013 году в регионе построено 1 млн. 91 тыс. кв. метров.
Наибольшие объемы жилья в расчете на одного жителя введены в городах Кемерово (0,52 кв. метра), Полысаево (0,45), Новокузнецке (0,40), Кемеровском (1,31), Новокузнецком (0,88), Таштагольском (0,56) и Прокопьевском (0,50) муниципальных районах. Высокие темпы жилищного строительства достигнуты в городе Киселевске (по сравнению с 2012 годом объем введенного жилья увеличился в 1,5 раза).
Наращиваются объемы малоэтажного и индивидуального жилищного строительства, сейчас на его долю приходится 59,7 процента возведенного жилья.
Земельные участки под индивидуальное жилищное строительство выделяются во всех муниципальных образованиях, в том числе в 2013 году предоставлены площадью свыше 10 гектаров в Кемеровском, Новокузнецком, Прокопьевском и Таштагольском муниципальных районах.
Основным проектом в направлении малоэтажной застройки является развитие жилого района Лесная Поляна в городе Кемерово, количество его жителей составляет более 4,5 тыс. человек. Жилой комплекс спроектирован с учетом современных градостроительных требований и оснащен новой социальной инфраструктурой (современная школа, детские сады, магазины, спортивный центр). В 2013 году сдано 42 тыс. кв. метров жилья.
Развиваются и другие масштабные проекты малоэтажного строительства: коттеджные поселки "Сосновый" в городе Белово, "Горняк" в городе Киселевске, "Солнечный" в городе Юрге, "Европейские провинции" в Кемеровском муниципальном районе, жилые кварталы в Новоильинском районе города Новокузнецка.
В целях улучшения жилищных условий семей, имеющих 3 и более детей, в городе Кемерово реализуется пилотный проект по комплексной застройке коттеджей для многодетных семей, предоставляемых под беспроцентные льготные займы.
Способствуют приобретению собственного жилья областные социальные программы (льготное кредитование без процентов, без первоначального взноса, сроком на 20 лет) и региональный проект по строительству "доходных" домов. "Доходные" дома строятся специально для сдачи в аренду работникам бюджетной сферы, студенческим семьям, молодым ученым на льготных условиях сроком до 5 лет, а сэкономленные от аренды средства направляются на покупку собственного жилья. В 2013 году построено два таких дома в городах Юрге и Ленинске-Кузнецком. Всего заселено уже 10 "доходных" домов в 7 муниципальных образованиях.
Приоритетным направлением в строительной отрасли остается переселение граждан из аварийного и ветхого жилья. За 2013 год по разным программам из аварийного жилья переселено более одной тысячи семей.
В результате уровень обеспеченности жилыми помещениями в регионе заметно повышается и составляет 23,1 кв. метра на одного жителя (в 2012 году - 22,7 кв. метра). Также уменьшается число семей, стоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в 2013 году их число сократилось на 5,4 процента по сравнению с 2012 годом.
Наибольшее количество квадратных метров на одного жителя приходится в Яйском (29,1), Ижморском (28,0), Тяжинском (27,5) и Ленинск-Кузнецком (26,1) муниципальных районах. Низкая обеспеченность жильем в городе Тайге и Мариинском муниципальном районе (рисунок 10).
По доли населения, улучшившего в 2013 году жилищные условия, в общей численности лиц, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилье, лидируют пгт Краснобродский, Прокопьевский, Крапивинский и Яйский муниципальные районы, здесь из числа состоящих на очереди получили жилье свыше 20 процентов. В городах Полысаево, Осинники, Беловском, Кемеровском, Промышленновском, Таштагольском, Тисульском, Чебулинском, Юргинском и Яшкинском муниципальных районах жилье предоставлено более чем 10 процентам граждан.



Рисунок 10. Общая площадь жилых помещений, приходящаяся
в среднем на одного жителя в муниципальных образованиях,
кв. метров

Во всех муниципальных образованиях принята градостроительная документация о градостроительном планировании развития территории, утверждены генеральные планы и правила землепользования и застройки.
Вместе с тем в ряде территорий выявлены факты неэффективного использования земельных участков под строительство. Так, в городах Междуреченске, Новокузнецке, Ленинске-Кузнецком, Полысаево, Прокопьевске, Ижморском, Мариинском и Чебулинском муниципальных районов имеются объекты строительства, на которые с даты принятия решения о предоставлении земельного участка или подписания протокола о результатах торгов не было получено разрешение на ввод в эксплуатацию. В городах Калтане и Новокузнецке не завершено в установленные сроки строительство объектов, осуществляемое за счет средств муниципального бюджета.
В целях дальнейшего развития жилищного строительства органам местного самоуправления рекомендуется:
наращивать объемы строительства благоустроенного жилья и увеличивать его доступность для семей с различным уровнем доходов;
осуществлять тщательный контроль за качеством строительства жилых домов, не допускать нарушений строительных норм;
активизировать процесс подготовки земельных участков под жилую застройку, в том числе для переселения граждан из аварийного жилищного фонда;
стимулировать развитие малоэтажного и индивидуального жилищного строительства путем совершенствования порядка предоставления земельных участков.

7. Жилищно-коммунальное хозяйство

Реформирование жилищно-коммунального комплекса, включая совершенствование системы управления, является основным приоритетом Кемеровской области в отрасли.
На сегодняшний день на рынке жилищно-коммунальных услуг работают 674 предприятия и организации частной формы собственности, организовано более 890 товариществ собственников жилья, в управлении которых находятся около 3,5 тыс. многоквартирных домов.
Во всех муниципальных районах и 14 городских округах собственники помещений выбрали и реализуют один из способов управления многоквартирными домами: в городах Кемерово и Ленинске-Кузнецком доля многоквартирных домов с учетом выбранного способа управления составила 98,5 и 99,8 процента соответственно. Наиболее распространенными способами управления в территориях являются управление посредством управляющих компаний и управление посредством товариществ собственников жилья.
Также в территориях активно внедряются механизмы государственно-частного партнерства, привлекаются для обслуживания многоквартирных домов частные организации. Доля организаций коммунального комплекса, осуществляющих производство товаров и оказание услуг и использующих объекты коммунальной инфраструктуры на праве частной собственности, по договору аренды или концессии, в среднем по Кемеровской области составляет 86 процентов. Все объекты коммунальной инфраструктуры переведены в эксплуатационную ответственность частных организаций в 16 муниципальных образованиях.
В целях контроля за деятельностью управляющих организаций, качеством предоставления жилищно-коммунальных услуг и правильностью начисления платежей населению в муниципальных образованиях проводятся регулярные межведомственные проверки. В 2013 году в сфере жилищно-коммунального хозяйства было выявлено 15 тыс. нарушений, перерасчет населению за предоставление некачественных услуг произведен на сумму 15,6 млн. рублей.
Проводятся мероприятия по постановке земельных участков под многоквартирными домами на государственный кадастровый учет. В полном объеме на кадастровый учет поставлены земельные участки под многоквартирными домами в 13 муниципальных образованиях. В городе Анжеро-Судженске и Чебулинском районе, напротив, постановка на учет ведется медленными темпами, доля многоквартирных домов, расположенных на земельных участках, в отношении которых осуществлен государственный кадастровый учет, составляет менее 30 процентов.
Продолжается работа и по другим основным направлениям в отрасли: реконструкция объектов теплоснабжения, капитальный ремонт жилищного фонда, модернизация устаревшего лифтового оборудования.
Так, в 2013 году в Кемеровской области при подготовке к отопительному сезону построено и реконструировано 63 котельных, закрыто 10 нерентабельных, отработавших свой срок источников теплоснабжения, заменено более 400 километров ветхих тепловых сетей и водопроводов.
В рамках сотрудничества с Фондом содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства капитальный ремонт проведен в 151 многоквартирном доме. Всего за 6 лет совместной работы капитально отремонтировано 3686 домов, благодаря этому жилищные условия улучшили 500 тыс. кузбассовцев.
Кроме того, уже третий год подряд в Кемеровской области действует региональная программа по замене устаревшего лифтового оборудования, по которой 95 процентов всей суммы выделяют областной и местный бюджеты, а 5 процентов - жильцы. В 2013 году было заменено 120 подъемников на общую сумму 162 млн. рублей.
Вместе с тем в муниципальных образованиях по-прежнему актуальны проблемы, связанные с высоким уровнем износа инфраструктурных сетей жилищно-коммунального комплекса и вследствие этого значительными потерями ресурсов, с низким качеством работы предприятий жилищно-коммунальной отрасли.
В целях повышения качества предоставляемых коммунальных услуг и совершенствования системы управления отраслью органам местного самоуправления рекомендуется:
своевременно и качественно выполнять работы по содержанию и ремонту объектов коммунальной инфраструктуры, в соответствии с графиком проводить их подготовку к отопительному сезону;
усилить контроль за соблюдением управляющими организациями правил содержания общего имущества в многоквартирных домах, за качеством, объемом и порядком предоставления коммунальных услуг;
проводить разъяснительную работу по выбору способа управления многоквартирными домами, повышать заинтересованность жильцов в самоуправлении;
формировать конкурентную среду в сферах управления жилищным фондом и его эксплуатации, передавать обслуживание коммунального комплекса по договорам аренды частным организациям;
ускорять темпы постановки земельных участков под многоквартирными жилыми домами на кадастровый учет.

8. Организация муниципального управления

В 2013 году в условиях напряженного исполнения бюджетов муниципальными образованиями был проведен ряд мероприятий, направленных на развитие и укрепление собственной доходной базы, оптимизацию расходов и концентрацию финансовых ресурсов в первую очередь на исполнение первоочередных расходов бюджетов.
Так, в 2013 году увеличились поступления в доходную часть местных бюджетов по налогу на доходы физических лиц (рост на 3,4 процента к 2012 году), налогу на имущество физических лиц (на 7,2 процента), арендной плате за землю (на 8,9 процента), плате за негативное воздействие на окружающую среду (на 10,1 процента). При этом объем расходов по муниципальным образованиям (с учетом консолидированных бюджетов районов) снизился на 2,6 процента по сравнению с 2012 годом.
В целях увеличения финансовой автономии местных бюджетов в территориях реализуется комплекс мер по укреплению и развитию собственной доходной базы:
осуществляется работа по сокращению задолженности по налогам, особое внимание уделяется контролю за полнотой и своевременностью перечисления в бюджет налога на доходы физических лиц;
проводится претензионно-исковая работа с арендаторами земельных участков и муниципального имущества;
продолжается работа по легализации объектов недвижимого имущества и выявлению нецелевого использования земельных участков;
проводится постоянная работа по выявлению граждан, осуществляющих деятельность без государственной регистрации, и побуждению их к регистрации путем оформления патента.
Эффективно управляют муниципальными земельными ресурсами и пополняют доходную часть бюджета за счет земельных платежей в Беловском, Ижморском, Ленинск-Кузнецком, Новокузнецком, Крапивинском и Таштагольском муниципальных районах, здесь доля площади земельных участков, являющихся объектами налогообложения земельным налогом, превышает 80 процентов от общей площади муниципального образования. Низкими темпами оформляются права собственности на земельные участки в городе Междуреченске, Прокопьевском и Яшкинском муниципальных районах.
Наибольший рост налоговых и неналоговых доходов местных бюджетов обеспечен в 2013 году в городах Калтане (на 20,3 процента), Тайге (19,2), Топкинском (40,7), Ижморском (26,9), Тяжинском (16,7) и Чебулинском (16,4) муниципальных районах.
В 7 муниципальных образованиях доля налоговых и неналоговых доходов превысила 60 процентов от общего объема собственных доходов бюджета (за исключением поступлений налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений) и достигла максимальных значений в Прокопьевском муниципальном районе 91,2 процента. В остальных территориях высокая зависимость бюджетов от межбюджетных трансфертов из областного бюджета остается, в наибольшем объеме - в Юргинском, Тяжинском и Чебулинском муниципальных районах (рисунок 11).



Рисунок 11. Доля налоговых и неналоговых доходов бюджетов
муниципальных образований (за исключением поступлений
налоговых доходов по дополнительным нормативам отчислений)
в общем объеме доходов бюджетов (без учета субвенций),
процентов

За счет осуществления органами местного самоуправления контроля за отсутствием просроченной кредиторской задолженности, а также четко выстроенных приоритетов финансирования просроченная кредиторская задолженность по оплате труда (включая начисления на оплату труда) муниципальных бюджетных учреждений в отчетном году отсутствовала.
Вместе с тем в 5 территориях имеются муниципальные организации, имущество которых находится в стадии банкротства, из них в городе Прокопьевске и Топкинском муниципальном районе доля основных фондов организаций муниципальной формы собственности, находящихся в стадии банкротства, превышает 10 процентов от основных фондов всех муниципальных предприятий.
В целях увеличения финансовой независимости местных бюджетов и совершенствования порядка управления и распоряжения муниципальным имуществом органам местного самоуправления рекомендуется:
продолжать взаимодействие с налогоплательщиками с целью сокращения задолженности по налоговым платежам;
продолжать работу по легализации объектов налогообложения, по выявлению правообладателей неучтенных земельных участков и привлечению владельцев к регистрации прав собственности на имущество;
осуществлять тщательный контроль за финансово-хозяйственной деятельностью организаций муниципальной формы собственности, не допускать банкротства указанных предприятий.

9. Энергосбережение и повышение
энергетической эффективности

Повышение энергоэффективности и внедрение энергосберегающих технологий является стратегической задачей региона. Для этого в Кемеровской области создана необходимая нормативно-правовая база, сформирована структура управления (государственное бюджетное учреждение "Кузбасский центр энергосбережения"), разработаны и реализуются региональные и муниципальные программы энергосбережения.
Основные мероприятия направлены на повышение эффективности использования энергетических ресурсов жилищным фондом и бюджетными учреждениями.
Так, в рамках реализации муниципальных программ проводятся энергетические обследования учреждений, внедряются энергоэффективные технологии при модернизации, реконструкции и капитальном ремонте основных фондов, совершенствуется система учета потребляемых энергетических ресурсов, повышается уровень осведомленности в вопросах эффективного использования энергетических ресурсов.
Особое внимание в муниципальных образованиях уделяется установке приборов учета. В бюджетных учреждениях и многоквартирных жилых домах объемы коммунальных услуг, расчеты за потребление которых осуществляются на основании приборов учета, ежегодно растут.
Также способствуют экономии энергоресурсов такие организационные и технические мероприятия, как внедрение графиков отопления, утепление внешних стен зданий, установка окон с энергосберегающим стеклопакетом, теплоизоляция трубопроводов, реконструкция отопительных систем.
Широко используются энергосберегающие технологии при строительстве и реконструкции жилых зданий и социальных объектов. В муниципальных образованиях реализуются энергосберегающие проекты ("Энергоэффективная школа", "Энергоэффективная поликлиника"), строятся энергоэффективные дома.
Кроме того, активно внедряются проекты по использованию альтернативных источников топлива. В частности, реализуется проект по извлечению метана из угольных пластов (добытый газ в дальнейшем применяется для работы модульных электростанций и в качестве газомоторного топлива для автомобилей), успешно работает проект по утилизации коксового газа, используемого для производства тепловой и электрической энергии.
Реализация энергосберегающих мероприятий позволила в 2013 году сократить от 3 до 15 процентов объем потребляемых энергетических ресурсов в многоквартирных домах и в бюджетных учреждениях.
Снижение удельных показателей потребления населением электрической энергии, тепла, холодной и горячей воды наблюдается в большинстве муниципальных образований. Наибольшее сокращение (более чем на 30 процентов) по потреблению электроэнергии отмечено в городах Калтане, Полысаево и Таштагольском муниципальном районе, тепловой энергии - в городе Новокузнецке и Яйском муниципальном районе, холодной и горячей воды - в городах Мыски, Березовском, Крапивинском и Юргинском муниципальных районах.
В муниципальных бюджетных учреждениях также сокращаются удельные показатели потребления энергетических ресурсов. Практически все территории обеспечили снижение использования в учреждениях электрической энергии, тепла и воды. Рост объема потребления отдельных ресурсов в городе Кемерово, Прокопьевске, Ленинск-Кузнецком муниципальном районе обусловлен вводом новых жилых объектов и учреждений.
В целях снижения ресурсопотребления и сокращения расходов бюджетов на оплату энергетических ресурсов органам местного самоуправления рекомендуется:
проводить оптимизацию систем тепло- и электроснабжения, совершенствовать способы их эксплуатации;
обеспечивать использование современных энергосберегающих технологий на объектах коммунальной инфраструктуры, в бюджетных организациях;
разрабатывать стимулирующие меры для производителей, поставщиков и потребителей ресурсов.

II. Итоги социологических опросов населения

Социологическое исследование общественного мнения населения Кемеровской области в части удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления в целом и в отдельных сферах проводилось в соответствии с постановлением Губернатора Кемеровской области от 4 июля 2011 г. № 43-пг "Об утверждении Порядка организации и проведения социологических опросов населения Кемеровской области для оценки эффективности деятельности органов местного самоуправления городских округов и муниципальных районов Кемеровской области в отдельных сферах деятельности".
В социологическом опросе принимали участие жители 34 муниципальных образований Кемеровской области в возрасте от 18 лет. Всего было опрошено 5 тыс. человек (2800 жителей городских округов и 2200 жителей муниципальных районов). Опрос проводился в форме личных интервью по месту жительства респондентов.
Результаты социологических опросов населения в муниципальных образованиях Кемеровской области за 2013 год показали среднюю степень поддержки населением деятельности органов местного самоуправления. Наиболее высокий уровень удовлетворенности продемонстрирован в сфере культуры, наиболее низкий уровень удовлетворенности - в сфере здравоохранения и муниципального управления. Сферы образование и жилищно-коммунальное хозяйство оценили положительно свыше 40 процентов респондентов (рисунок 12).



Рисунок 12. Удовлетворенность населения деятельностью
органов местного самоуправления, процентов

Общественное мнение о деятельности местных властей в целом зависит от различных факторов. На мнения влияют собственно конкретные действия властей, стереотипы о деятельности в отдельных сферах, сложившиеся за последние годы в сознании жителей, а также правильно выстроенная информационная политика властей.
Таким образом, уровень удовлетворенности деятельностью органов местного самоуправления является своего рода "сводным" показателем, на результатах которого отражаются все сферы жизни и все государственные услуги в целом.
По итогам 2013 года наиболее высокие оценки своей деятельности получили органы местного самоуправления городов Березовского, Киселевска, Юрги, Ижморского, Крапивинского, Прокопьевского и Яйского муниципальных районов. Максимальные значения по удовлетворенности деятельностью власти достигнуты в городе Ленинске-Кузнецком и Топкинском муниципальном районе (таблица).

Таблица. Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления в 2013 году, процентов от числа опрошенных

Наименование городского округа
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления
Наименование муниципального района
Удовлетворенность населения деятельностью органов местного самоуправления
Анжеро-Судженский
47,3
Беловский
39,4
Беловский
43,6
Гурьевский
47,4
Березовский
51,0
Ижморский
54,0
Калтанский
45,6
Кемеровский
42,6
Кемеровский
37,4
Крапивинский
58,6
Киселевский
52,6
Ленинск-Кузнецкий
31,4
Краснобродский
46,3
Мариинский
53,3
Ленинск-Кузнецкий
68,2
Новокузнецкий
31,2
Междуреченский
42,7
Прокопьевский
65,6
Мысковский
34,2
Промышленновский
38,4
Новокузнецкий
37,5
Таштагольский
39,7
Осинниковский
39,6
Тисульский
38,4
Полысаевский
48,9
Топкинский
77,5
Прокопьевский
44,8
Тяжинский
49,4
Тайгинский
25,0
Чебулинский
52,4
Юргинский
52,1
Юргинский
46,1


Яйский
52,1


Яшкинский
45,0

Жители городских округов и муниципальных районов сходятся во мнении в перечне вопросов, которыми должны заниматься местные власти, и связывают их работу прежде всего с решением вопросов по благоустройству, жилищно-коммунальному хозяйству, транспорту и строительству дорог.
Решение вопросов медицинского обслуживания и образования (обеспечение условий для воспитания и образования детей) делегируют властям чаще городские жители, реже - жители муниципальных районов.
Основными факторами, влияющими на формирование низких оценок деятельности органов местного самоуправления, являются:
недостаточная работа органов местного самоуправления в части решения коммунальных, жилищных проблем, благоустройства территорий;
отсутствие прозрачной и объективной информации о деятельности органов власти.





Приложение

ОБЩАЯ ИНФОРМАЦИЯ
О ГОРОДСКИХ ОКРУГАХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ РАЙОНАХ
КЕМЕРОВСКОЙ ОБЛАСТИ

В состав Кемеровской области входит 16 городских округов и 18 муниципальных районов, которые состоят из 186 поселений, в том числе 22 городских и 164 сельских.

Наименование городского округа
Среднегодовая численность постоянного населения в 2013 году, тыс. чел.
Информация о размещении доклада главы городского округа в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Анжеро-Судженский
80,5
www.anzhero.ru
Беловский
131,2
www.belovo42.ru
Березовский
49,4
berez.org
Калтанский
31,4
www.kaltan.net
Кемеровский
542,1
www.kemerovo.ru
Киселевский
100,1
www.shahter.ru
Краснобродский
14,7
krasnobrodsky.ru
Ленинск-Кузнецкий
101,7
www.leninsk-kuz.ru
Междуреченский
99,4
www.mrech.ru
Мысковский
44,9
www.myskiadmin.ru
Новокузнецкий
549,7
admnkz.info
Осинниковский
49,3
www.osinniki.org
Полысаевский
30,4
www.polisaevo.ru
Прокопьевский
203,8
www.pearlkuz.ru
Тайгинский
27,3
adm.tanet.ru
Юргинский
81,4
www.adm.yrg.kuzbass.net

Наименование муниципального района
Среднегодовая численность постоянного населения в 2013 году, тыс. чел.
Административный центр муниципального района
Информация о размещении доклада главы муниципального района в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"
Беловский
28,9
г. Белово
www.belovorn.ru
Гурьевский
42,6
г. Гурьевск
www.admgur.ru
Ижморский
12,4
пгт Ижморский
www.ijmorka.ru
Кемеровский
46,5
г. Кемерово
www.akmrko.ru
Крапивинский
24,0
пгт Крапивинский
www.krapivino.ru
Ленинск-Кузнецкий
23,3
г. Ленинск-Кузнецкий
www.lnkrayon.ru
Мариинский
56,6
г. Мариинск
www.mariinsk.ru
Новокузнецкий
51,2
г. Новокузнецк
www.admnkr.ru
Прокопьевский
31,1
г. Прокопьевск
admprokop.ru
Промышленновский
49,7
пгт Промышленная
www.adm.-promishl-rn.ru
Таштагольский
54,0
г. Таштагол
atr.my1.ru
Тисульский
23,1
пгт Тисуль
www.tisul.ru
Топкинский
44,4
г. Топки
www.admtop.ru
Тяжинский
24,2
пгт Тяжинский
www.tyazhin.ru
Чебулинский
15,5
пгт Верх-Чебула
www.ako.ru/chebula
Юргинский
22,6
г. Юрга
yurgregion.ru
Яйский
19,4
пгт Яя
adm.yayacity.ru
Яшкинский
29,7
пгт Яшкино
adm-rn.yashkino.ru


------------------------------------------------------------------