По датам

2012

2013

2014

2015

Введите даты для поиска:

от
до

Полезное

Выборки

Постановление администрации Мариинского муниципального района от 27.10.2014 N 1248-П "Об утверждении Программы повышения эффективности управления муниципальными финансами Мариинского муниципального района на период до 2018 года"



АДМИНИСТРАЦИЯ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

ПОСТАНОВЛЕНИЕ
от 27 октября 2014 г. № 1248-П

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРОГРАММЫ ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА
НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

В целях реализации распоряжения Правительства Российской Федерации от 30.12.2013 № 2593-р, распоряжения коллегии Администрации Кемеровской области от 05.09.2014 № 575 "Об утверждении программы повышения эффективности управления государственными финансами Кемеровской области на период до 2018 года":
1. Утвердить прилагаемую Программу повышения эффективности управления муниципальными финансами Мариинского муниципального района на период до 2018 года.
2. Отделу информационного обеспечения администрации Мариинского муниципального района (Новиков С.В.) обеспечить размещение настоящего постановления на официальном сайте администрации Мариинского муниципального района в информационно - телекоммуникационной сети "Интернет".
3. Общему отделу администрации Мариинского муниципального района (Зачиняева Н.А.) обеспечить опубликование настоящего постановления в газете "Вперед".
4. Контроль за исполнением настоящего постановления возложить на заместителя главы Мариинского муниципального района по экономике Я.П.Герман.

Глава Мариинского
муниципального района
В.В.ЛАПИН





Приложение
Утверждена
постановлением администрации
Мариинского муниципального района
от 27 октября 2014 г. № 1248-П

ПРОГРАММА
ПОВЫШЕНИЯ ЭФФЕКТИВНОСТИ УПРАВЛЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫМИ ФИНАНСАМИ
МАРИИНСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА НА ПЕРИОД ДО 2018 ГОДА

Программа повышения эффективности управления муниципальными финансами Мариинского муниципального района на период до 2018 года (далее - Программа) разработана в целях реализации задач, обозначенных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о бюджетной политике в 2014 - 2016 годах, Бюджетном послании Губернатора Кемеровской области на 2014 - 2016 годы, основных направлениях бюджетной и налоговой политики в Мариинском муниципальном районе на 2014 - 2016 годы, достижение которых призвано повысить качество управления муниципальными финансами.

1. Итоги реализации Программы по повышению эффективности
бюджетных расходов в Мариинском муниципальном районе
на период до 2012 года

В 2010 - 2012 годах развитие бюджетной системы Мариинского муниципального района осуществлялось в рамках Программы по повышению эффективности бюджетных расходов в Мариинском муниципальном районе на период до 2012 года, утвержденной решением Мариинского районного Совета народных депутатов от 23.11.2010 № 48/2 (далее - Программа повышения эффективности бюджетных расходов).
Реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов осуществлялась по следующим направлениям: долгосрочная сбалансированность и устойчивость бюджетной системы Мариинского муниципального района, переход к программному планированию бюджета, повышение эффективности предоставления муниципальных услуг и оптимизация функций муниципального управления, развитие системы муниципального финансового контроля, формирование элементов контрактной системы в Мариинском муниципальном районе, развитие информационной системы управления финансами Мариинского муниципального района.
По большинству направлений ее реализации был достигнут существенный прогресс.
В Мариинском муниципальном районе проводился полный комплекс мер по мобилизации собственных доходных источников, а также пересмотру и отказу от неприоритетных расходных обязательств в рамках следующих программных документов:
план мероприятий по повышению поступлений налоговых и неналоговых доходов, сокращению недоимки по уплате налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджет Мариинского муниципального района на 2011 - 2013 годы, утвержденный распоряжением администрации Мариинского муниципального района от 29.09.2011 № 85-р;
план мероприятий по сокращению просроченной кредиторской задолженности консолидированного бюджета Мариинского муниципального района, утвержденный постановлением администрации Мариинского муниципального района от 08.07.2011 № 603-П;
в целях повышения объективности прогнозирования доходов бюджета Мариинского муниципального района приказом финансового управления по Мариинскому району от 28.10.2011 № 35 утверждена Методика прогнозирования налоговых и неналоговых доходов бюджета Мариинского муниципального района на очередной финансовый год и плановый период.
В Мариинском муниципальном районе ежегодно проводится оценка эффективности предоставленных налоговых льгот в соответствии с Порядком и Методикой оценки эффективности предоставленных (планируемых к предоставлению) налоговых льгот в Мариинском муниципальном районе, утвержденным постановлением администрации Мариинского муниципального района от 18.02.2013 № 125-П, а также принимаются конкретные меры по оптимизации местных налоговых льгот.
На постоянной основе осуществляется мобилизация дополнительных доходов в бюджет Мариинского муниципального района в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Мариинского муниципального района. В 2013 году проведено 18 заседаний штаба по финансовому мониторингу, на которых были рассмотрены 119 предприятий и 10 физических лиц. В результате деятельности штаба погашена задолженность по заработной плате на сумму 591,6 тыс. рублей, задолженность по платежам во все уровни бюджетов сокращена на 6198,8 тыс. рублей, во внебюджетные фонды - на 1405,5 тыс. рублей.
В Мариинском муниципальном районе на постоянной основе проводится работа по расширению налогооблагаемой базы за счет постановки на налоговый учет объектов капитального строительства, земельных участков, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих деятельность с нарушением налогового законодательства, выявлению и повышению налогового потенциала Мариинского муниципального района. За 2013 год выявлено и поставлено на налоговый учет более 27 земельных участков и около 20 объектов капитального строительства, 51 индивидуальный предприниматель. В настоящее время продолжается совместная работа органов местного самоуправления Мариинского муниципального района, налоговых органов и органов кадастрового учета в рамках плана мероприятий по повышению роли имущественных налогов в формировании бюджета Мариинского муниципального района на 2013 - 2014 годы.
В Мариинском муниципальном районе для расширения налогооблагаемой базы ведется работа по улучшению инвестиционного климата, налажено взаимодействие органов местного самоуправления Мариинского муниципального района с инвесторами, совершенствуются правовые, материальные и организационные условия ведения бизнеса.
С целью улучшения инвестиционного климата, достижения устойчивого социально-экономического развития района на основе роста производства товаров, создания новых рабочих мест, разработана и реализуется Программа повышения инвестиционной привлекательности Мариинского муниципального района на 2013 - 2016 годы, утвержденная постановлением администрации Мариинского муниципального района от 14.11.2013 № 1290-П.

2. Цель и задачи Программы

Целью Программы является обеспечение долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Мариинского муниципального района, повышение качества управления муниципальными финансами Мариинского муниципального района.
Ожидаемыми основными результатами реализации Программы являются обеспечение исполнения расходных обязательств Мариинского муниципального района, долгосрочной сбалансированности и устойчивости бюджетной системы, оптимальной налоговой и долговой нагрузки с созданием механизмов и условий для оценки результативности бюджетных расходов и качества финансового менеджмента в секторе муниципального управления, а также "качество" бюджетной, налоговой и долговой политики, нормативно-правового регулирования и методического обеспечения, организации процедур бюджетного и налогового администрирования.
Основными задачами Мариинского муниципального района в сфере реализации Программы являются:
повышение самостоятельности органов местного самоуправления Мариинского муниципального района;
снижение зависимости бюджета Мариинского муниципального района от финансовой помощи, поступающей из областного бюджета;
развитие программно-целевых методов управления муниципальными финансами;
выработка и внедрение в практику своей деятельности новых управленческих решений и подходов;
соблюдение норм бюджетного законодательства;
сокращение разрывов между расходными полномочиями и доходными источниками;
концентрация ресурсов на приоритетных направлениях;
выявление и сокращение малоэффективных, а также неприоритетных бюджетных расходов;
повышение качества управления муниципальными финансами.
Программа призвана создать условия для устойчивого исполнения бюджета района, а также обеспечить финансирование первоочередных социальных расходов в целях недопущения ухудшения социально-экономической ситуации.

3. Обеспечение долгосрочной устойчивости
и сбалансированности бюджета
Мариинского муниципального района

В последние годы устойчивость бюджета Мариинского муниципального района несколько снизилась. В этих условиях на первый план выходит решение задач повышения эффективности расходов и переориентации бюджетных ассигнований в рамках существующих бюджетных ограничений на реализацию приоритетных направлений государственной политики, наиболее важные из которых установлены Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 594 - 606.

Управление доходами
Мариинского муниципального района

Политика в области формирования и администрирования доходов бюджета Мариинского муниципального района является существенным элементом повышения эффективности использования финансовых ресурсов Мариинского муниципального района.
Решение задач и достижение целей будет осуществляться в рамках реализации муниципальной программы "Управление муниципальными финансами Мариинского муниципального района", одним из направлений которой является проведение эффективной налоговой политики и политики в области доходов.
Основное внимание уделяется:
развитию налогового потенциала;
повышению достоверности планирования доходов бюджета Мариинского муниципального района;
оценке эффективности применения налоговых льгот;
повышению эффективности мероприятий по управлению и использованию имущественного и земельного комплекса;
сокращению имеющейся недоимки по платежам в бюджет Мариинского муниципального района.
С учетом этого в рамках Программы представляется необходимым реализовать меры, позволяющие обеспечить эффективное использование доходов бюджета Мариинского муниципального района и их направление на решение поставленных задач, в том числе:
обеспечение благоприятного климата для привлечения инвестиций, создание новых рабочих мест, повышение уровня заработной платы, обеспечение занятости трудоспособного населения;
проведение оценки и анализа причин отклонений, утвержденных на соответствующий финансовый год, доходов бюджета от фактических параметров;
обеспечение актуализации перечня налоговых льгот по результатам анализа практики их применения и администрирования;
проведение проверок использования и распоряжения муниципальным имуществом, находящимся в оперативном управлении муниципальных учреждений, а также переданным в установленном порядке иным лицам, выявление и изъятие излишнего, неиспользуемого или используемого не по назначению имущества;
проведение регулярной государственной кадастровой оценки земель с целью обеспечения максимального соответствия кадастровой стоимости земельных участков их рыночной стоимости;
проведение комплекса мероприятий по упорядочению землепользования, пересмотру ставок (размеров) арендной платы за земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности, с целью обеспечения максимального соответствия размеров земельных платежей рыночному уровню;
обеспечение высокого уровня информированности налогоплательщиков в части исполнения ими обязанности по уплате налогов и продолжение работы в рамках штаба по финансовому мониторингу и выработке мер поддержки отраслей экономики Мариинского муниципального района.

Развитие муниципальных программ как основного инструмента
повышения эффективности бюджетных расходов

Развитие программно-целевого планирования является неотъемлемой частью работы по повышению эффективности бюджетных расходов, создания условий для повышения качества бюджетного планирования, эффективности и результативности использования бюджетных средств.
С точки зрения организации бюджетного процесса муниципальные программы как основная форма реализации программно-целевого планирования имеют целый ряд существенных преимуществ, к числу которых относятся:
четкая формулировка цели муниципальной программы, соответствующей приоритетам муниципальной политики, полномочиям в сферах ответственности органов местного самоуправления Мариинского муниципального района;
описание поддающихся количественной оценке ожидаемых результатов реализации муниципальной программы, включая как непосредственные результаты (предоставление услуг определенного качества и объема), так и конечные результаты (эффект от предоставленных услуг для их получателей);
наличие системы показателей для измерения результатов реализации муниципальной программы (индикаторов экономической и социальной эффективности) и целевых значений каждого из таких показателей, необходимых для предварительной, текущей и завершающей оценки муниципальной программы;
обоснование потребностей в ресурсах для достижения цели и результатов муниципальной программы, оценки внешних условий и рисков для реализации муниципальной программы.
Переход к "программному" бюджету - это не столько принятие муниципальных программ Мариинского муниципального района и программный формат расходов, сколько изменение идеологии формирования, исполнения и контроля. От "чего израсходовано" до "чего достигли".В рамках перехода на "программный" бюджет были разработаны и приняты следующие нормативные правовые акты:
решение Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 21.10.2013 № 16/1 "Об утверждении Положения "О бюджетном процессе в Мариинском муниципальном районе";
постановление администрации Мариинского муниципального района от 16.10.2013 № 1147-П "Об утверждении Положения о муниципальных программах Мариинского муниципального района;
постановление администрации Мариинского муниципального района от 14.11.2013 № 1291-П "Об утверждении Перечня муниципальных программ Мариинского муниципального района";
тринадцать постановлений администрации Мариинского муниципального района об утверждении муниципальных программ Мариинского муниципального района.
Все муниципальные программы разработаны и утверждены до начала формирования бюджета района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
С учетом сформированной нормативной правовой базы решение Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 19.12.2013 № 21/3 "Об утверждении бюджета Мариинского муниципального района на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов" содержит, помимо ведомственной и функциональной структур расходов бюджета Мариинского муниципального района, программную структуру (распределение бюджетных ассигнований по муниципальным программам и непрограммным направлениям деятельности).
В рамках муниципальных программ сформировано расходов бюджета Мариинского муниципального района:
на 2014 год 99,7%, или 1444348,3 тыс. рублей;
на 2015 год 98,5%, или 1382550,5 тыс. рублей;
на 2016 год 97,5%, или 1384091,7 тыс. рублей.
В рамках непрограммных направлений деятельности сформирован:
на 2014 год в сумме 3900,0 тыс. рублей;
на 2015 год в сумме 20617,0 тыс. рублей;
на 2016 год в сумме 36029,0 тыс. рублей.
В то же время конечная эффективность программного бюджета зависит от качества муниципальных программ, механизма контроля за их реализацией. Часть муниципальных программ нуждается в доработке. Прежде всего, необходимо обеспечить взаимосвязь поставленных целей с мероприятиями муниципальных программ Мариинского муниципального района.

Повышение эффективности бюджетных расходов

В целях обеспечения сбалансированности бюджета Мариинского муниципального района на 2014 - 2016 годы продолжена работа по выявлению и использованию возможности оптимизации бюджетных расходов.
Основной задачей Программы является повышение эффективности бюджетных расходов в целях обеспечения потребностей граждан в качественных и доступных муниципальных услугах, в том числе за счет:
повышения объективности и качества бюджетного планирования;
повышения эффективности распределения бюджетных средств, ответственного подхода к принятию новых расходных обязательств с учетом их социально-экономической значимости;
участия исходя из возможностей бюджета Мариинского муниципального района в реализации муниципальных программ Мариинского муниципального района и мероприятий, софинансируемых из областного бюджета;
повышения качества финансового менеджмента главных распорядителей бюджетных средств, в том числе за счет стимулирования их деятельности на достижение наилучших результатов.
В целях повышения эффективности управления бюджетными ресурсами необходимо создать систему анализа эффективности бюджетных расходов.
Система анализа эффективности бюджетных расходов должна основываться на анализе эффективности бюджетных расходов на всех этапах бюджетного процесса. Анализ эффективности бюджетных расходов необходимо осуществлять в отношении всех мероприятий, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет средств бюджета Мариинского муниципального района, в процессе формирования проекта бюджета Мариинского муниципального района, исполнения и оценки достигнутых результатов использования бюджетных ассигнований.
На этапе планирования в полной мере будут применяться требования к формированию бюджета Мариинского муниципального района исходя из порядка и методики планирования бюджетных ассигнований бюджета Мариинского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
Планирование бюджетных ассигнований осуществляется в соответствии с расходными обязательствами Мариинского муниципального района. Для планирования бюджетных ассигнований на исполнение действующих расходных обязательств учитываются данные реестров расходных обязательств главных распорядителей бюджетных средств, представляемых ими в финансовое управление по Мариинскому району в соответствии с Порядком ведения реестра расходных обязательств Мариинского муниципального района, утвержденным постановлением администрации Мариинского муниципального района от 23.12.2012 № 1041-П.
Бюджетная политика в сфере расходов направлена на безусловное исполнение действующих расходных обязательств, в том числе с учетом их оптимизации и повышения эффективности использования финансовых ресурсов.
При этом в пределах бюджетных ассигнований на обеспечение действующих расходных обязательств необходимо осуществлять перераспределение бюджетных ассигнований в пользу более эффективных расходных обязательств. Это позволит определить наличие ресурсов для обеспечения принимаемых расходных обязательств с учетом приоритетов социально-экономической политики Мариинского муниципального района и обеспечения реализации мероприятий, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № № 594 - 606.
Обязательным элементом анализа эффективности бюджетных расходов должно стать прогнозирование последствий реализации либо не реализации мероприятий (осуществление бюджетных расходов), а также оценка предельной эффективности.
Кроме того, важнейшим элементом оценки эффективности бюджетных расходов на стадии планирования должна стать прямая связь бюджетных расходов с конкретными измеримыми результатами, которые планируется достигнуть.
В целом система оценки достигнутых результатов от использования бюджетных ассигнований должна заключаться в сопоставлении совокупности целевых индикаторов (ожидаемых результатов) использования бюджетных средств, формируемых на стадии планирования бюджетных ассигнований, и фактически достигнутых результатов.
Повышение эффективности оказания муниципальных услуг.
В настоящее время продолжается реализация комплексной реформы муниципальных учреждений, направленной на повышение доступности и качества муниципальных услуг, эффективности и прозрачности их деятельности. В 2012 году завершился переходный период реформирования учреждений и формирования нового механизма оказания и финансового обеспечения услуг и работ, предусмотренного Федеральным законом от 08.05.2010 № 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений".
Основные направления повышения доступности и качества оказания муниципальных услуг были обозначены в Бюджетном послании Президента Российской Федерации от 13.06.2013 "О бюджетной политике в 2014 - 2016 годах":
Первое - законодательное закрепление порядка формирования единого базового перечня муниципальных услуг в таких сферах как образование, здравоохранение, культура и других. Учредители учреждений на основе этих перечней будут разрабатывать муниципальные задания для подведомственных учреждений.
Второе - создание единой методологии расчета нормативных затрат на оказание муниципальной услуги.
Третье - включение основных параметров муниципального задания в состав целевых показателей выполнения соответствующих муниципальных программ.
Достижение поставленных задач необходимо обеспечить путем реализации мероприятий по следующим направлениям:
1. Использование муниципального задания на оказание муниципальных услуг (далее - муниципальное задание) при стратегическом и бюджетном планировании, обеспечение взаимосвязи муниципальных программ Мариинского муниципального района и муниципальных заданий в целях создания условий для повышения эффективности деятельности учреждений по обеспечению потребностей граждан и общества в муниципальных услугах. Сводные показатели муниципальных заданий должны включаться в состав муниципальных программ Мариинского муниципального района (подпрограмм), в рамках которых осуществляется организация оказания этих услуг, а параметры муниципальных заданий должны формироваться в соответствии с целями и результатами соответствующих муниципальных программ Мариинского муниципального района.
2. Выявление неэффективных муниципальных учреждений. Оптимизация структуры бюджетной сети за счет ликвидации или преобразования учреждений, не оказывающих услуги, непосредственно направленные на реализацию полномочий органов местного самоуправления, а также оказывающих услуги, не соответствующие профилю органа, осуществляющего функции и полномочия учредителя, в организации иной организационно-правовой формы.
3. Формирование единого реестра муниципальных услуг на основе базовых перечней, разработанных федеральными органами исполнительной власти, который должен стать основанием для формирования ведомственного перечня муниципальных услуг. На основе ведомственного перечня, утвержденного главным распорядителем бюджетных средств, осуществляющим функции и полномочия учредителя, должно формироваться муниципальное задание. Муниципальные задания на основе единого реестра муниципальных услуг предлагается формировать, начиная с муниципальных заданий на 2016 год.
4. Переход к расчету прозрачных и объективных единых нормативных затрат на оказание услуг (с учетом региональной или отраслевой специфики) при финансовом обеспечении учреждений (планируется с 2015 года). Повышение открытости в этих вопросах повысит конкуренцию среди учреждений, следовательно, обеспечит и качество оказания услуг населению.
5. Упорядочение формирования перечней услуг, оказываемых на платной основе в муниципальных учреждениях.
К полномочиям органов, осуществляющих функции и полномочия учредителя учреждения, отнесены многие способы - от полного регулирования данным органом цены каждой услуги для каждого учреждения, до предоставления полной самостоятельности учреждению.
Необходимо полностью исключить возможность злоупотреблений руководства учреждений в части взимания платы за оказание муниципальных услуг, гарантированных населению за счет средств бюджета Мариинского муниципального района, а также предусмотреть меры по исключению из практики деятельности учреждений "теневых" платных услуг.
6. Совершенствование оплаты труда работников с учетом принципов "эффективного контракта".
Формирование расходов на оплату труда работников муниципальных учреждений Мариинского муниципального района производится в соответствии с отраслевыми положениями об оплате труда работников, учитывающими критерии оценки деятельности и показатели эффективности.
Стимулирующие выплаты производятся с учетом показателей эффективности учреждений и работников. В планах мероприятий ("дорожных картах"), направленных на повышение эффективности в социальной сфере, предусмотрено соблюдение предельной доли оплаты труда работников административно-управленческого и вспомогательного персонала в фонде оплаты труда муниципальных учреждений не более 40 процентов.
В соответствии с Программой поэтапного совершенствования системы оплаты труда в государственных (муниципальных) учреждениях на 2012 - 2018 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 26.11.2012 № 2190-р, органами местного самоуправления Мариинского муниципального района начата работа по заключению "эффективных контрактов" с отдельными категориями работников бюджетной сферы, определенных Указами Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 597 "О мероприятиях по реализации государственной социальной политики" и от 01.06.2012 № 761 "О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы".
Внедрение в учреждениях системы оплаты труда работников, направленной на повышение качества оказываемых услуг и обеспечение соответствия уровня оплаты труда работников результатам их труда, - это установление жесткой взаимоувязки "стоимость услуги - качество услуги" с применением принципа "эффективного контракта".
В рамках перехода к "эффективному контракту" в отношении каждого работника должны быть уточнены и конкретизированы его трудовая функция, показатели и критерии оценки эффективности деятельности, установлен размер вознаграждения, а также размер поощрения за достижение коллективных результатов труда.
Принцип "деньги в обмен на эффективность" должен распространяться не только на отношения между учредителем и учреждением, но и на отношения между учреждением и конкретным специалистом, который принимает участие в предоставлении муниципальной услуги.
Необходимо осуществить внедрение системы нормирования труда в учреждениях бюджетной сферы с учетом методических рекомендаций, утвержденных приказом Минтруда России и от 30.09.2013 № 504 "Об утверждении методических рекомендаций по разработке систем нормирования труда в государственных (муниципальных) учреждениях".
Необходимо продолжить мероприятия по контролю за соблюдением предельного уровня соотношения (не превышающего более чем в 3 раза) оплаты труда руководителей учреждений и средней заработной платы работников основных профессий за отчетный год.
7. Совершенствование системы оказания муниципальных услуг.
Одним из направлений совершенствования сферы оказания муниципальных услуг в Мариинском муниципальном районе является организация их предоставления в многофункциональном центре предоставления государственных и муниципальных услуг (далее - МФЦ). Предоставление государственных и муниципальных услуг в МФЦ осуществляется по принципу "одного окна", в соответствии с которым услуги предоставляются после однократного обращения заявителя с соответствующим запросом, а взаимодействие с органами государственной власти и органами местного самоуправления осуществляется МФЦ без участия заявителя согласно нормативным правовым актам и соглашениям о взаимодействии. На территории Мариинского муниципального района создано автономное учреждение "Многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг". В 2013 году на площадке МФЦ организовано предоставление 187 государственных и муниципальных услуг в сфере социальной поддержки населения, в сфере земельно-имущественных, архитектурно-градостроительных, жилищных отношений, в сфере образования и прочие. В целях предоставления заявителям возможности обращения за получением широкого круга услуг по принципу "одного окна" в период до 2018 года необходимо проведение мероприятий по дальнейшему развитию системы МФЦ, в том числе по расширению перечня государственных и муниципальных услуг, предоставляемых на его базе.
В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2012 № 601 "Об основных направлениях совершенствования системы государственного управления" по увеличению доли граждан, имеющих доступ к получению государственных и муниципальных услуг по принципу "одного окна" по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления муниципальных услуг к 2015 году до 90%, в 2013 году достигнуто целевое значение в размере 5%. Реализация дальнейшей схемы размещения МФЦ позволит увеличить долю граждан, имеющих возможность получать услуги на базе МФЦ, в 2014 году до 30%, в 2015 году - до 70%.
8. Повышение адресности социальной поддержки граждан.
Цель этой работы в сфере социальной поддержки граждан направлена на безусловное финансовое обеспечение законодательно установленных обязательств по выплате социальных пособий, выплат и компенсаций гражданам. Поэтому задача на ближайшую перспективу - осуществление перехода от преимущественно категорийного к адресному принципу оказания социальной помощи наиболее нуждающимся гражданам. При этом усиление адресности и повышение эффективности использования имеющихся средств предполагает оказание действенной, реальной поддержки наиболее нуждающимся гражданам.
В рамках реализации указанного направления необходимо продолжить инвентаризацию установленных льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан на предмет исключения финансирования за счет средств бюджета Мариинского муниципального района льгот и мер социальной поддержки отдельных категорий граждан, относящихся к областным и федеральным льготникам.
9. Оптимизация расходов на содержание органов местного самоуправления.
В целях повышения эффективности использования средств бюджета Мариинского муниципального района в сфере муниципального управления бюджетная политика будет направлена на оптимизацию расходов на содержание органов местного самоуправления Мариинского муниципального района, в том числе за счет исключения дублирующих функций. Это должно привести к оптимизации состава и полномочий органов местного самоуправления района, централизации учетных процедур, что за счет сокращения дублирования функций и полномочий позволит сконцентрировать средства бюджета Мариинского муниципального района на приоритетных направлениях.
10. Стимулирование энергосбережения и повышение энергоэффективности в бюджетном секторе.
Повышение энергоэффективности в бюджетном секторе и жилищно-коммунальном хозяйстве должно обуславливать существенную экономию бюджетных средств. Во всех без исключения учреждениях должна проводиться работа по повышению энергоэффективности, сокращению издержек при потреблении энергоресурсов, использованию преимуществ заключения энергосервисных контрактов с энергоснабжающими организациями.
Необходимо отметить, что в настоящее время актуальным является вопрос контроля за проведением мероприятий и оценки вложения средств бюджета Мариинского муниципального района в мероприятия по энергоэффективности.

Повышение эффективности формирования, предоставления
и распределения межбюджетных трансфертов

Главной целью и важнейшей функцией администрации Мариинского муниципального района в области предоставления межбюджетных трансфертов является создание стабильной системы распределения и перераспределения финансовых ресурсов между уровнями бюджетной системы.
Перераспределение финансовых ресурсов осуществляется через формы межбюджетных трансфертов: дотации и иные межбюджетные трансферты.
В случае возникновения рисков неисполнения расходных обязательств и разбалансированности бюджетов поселений оказывается финансовая помощь в виде дотаций на поддержку мер по обеспечению сбалансированности бюджетов поселений или бюджетных кредитов из бюджета Мариинского муниципального района.
Порядок предоставления межбюджетных трансфертов в виде дотаций на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений из бюджета Мариинского муниципального района, а также цели, условия предоставления и расходования иных межбюджетных трансфертов бюджетам поселений из бюджета Мариинского муниципального района определены решением Совета народных депутатов Мариинского муниципального района от 28.12.2012 № 6/5 "О межбюджетных отношениях в Мариинском муниципальном районе".
Распределение объема межбюджетных трансфертов утверждается в рамках решения о бюджете Мариинского муниципального района на очередной финансовый год и на плановый период.
В последние годы произошло значительное сокращение поступлений налоговых доходов в областной бюджет и местные бюджеты. Сокращение доходов затронуло бюджет Мариинского муниципального района, доходы которого значительно зависят от финансового состояния областного бюджета.
В условиях экономического кризиса и в соответствии со сложившейся ситуацией развитие межбюджетных отношений и инструментов управления бюджетным процессом в ближайшие годы необходимо направить на решение следующих задач:
установление особенностей организации бюджетного процесса в условиях сокращения доходов;
создание стимулов повышения качества управления бюджетным процессом;
корректировка механизмов оказания финансовой помощи органам местного самоуправления поселений Мариинского муниципального района;
дальнейшее развитие стимулов к увеличению доходов бюджета Мариинского муниципального района.
Реализация настоящей Программы будет осуществляться в условиях кризисной ситуации в экономике, негативным образом сказывающейся на поступлении доходов в бюджет Мариинского муниципального района, что предполагает новые подходы к организации и осуществлению бюджетного процесса в Мариинском муниципальном районе.
Отделу экономического развития администрации Мариинского муниципального района совместно с финансовым управлением по Мариинскому району необходимо осуществлять меры, направленные на адаптацию доходной части бюджета к сложившейся экономической ситуации и развитие доходного потенциала на своей территории, включающие:
подготовку прогноза поступлений доходов исходя из реальной ситуации в экономике;
оперативную корректировку бюджета при отклонении поступлений доходов от прогнозных данных;
осуществление анализа обоснованности и эффективности применения налоговых льгот и принятие мер по их оптимизации;
обеспечение увеличения поступлений по налогам в бюджет Мариинского муниципального района в первую очередь за счет постановки на учет неучтенных объектов налогообложения;
взаимодействие в рамках антикризисных комиссий с налогоплательщиками, расположенными на территории Мариинского муниципального района, в целях обеспечения своевременного и полного выполнения ими налоговых обязательств.
Органам местного самоуправления Мариинского муниципального района следует обеспечить адекватную экономической ситуации корректировку расходов, предполагающую осуществление следующих мер:
инвентаризация и оптимизация расходов, в том числе оптимизация расходов на содержание бюджетной сферы и аппарата управления;
обеспечение реструктуризации сети бюджетных учреждений при условии сохранения качества и объемов муниципальных услуг;
сокращение капитальных и других расходов, не связанных с обеспечением жизнедеятельности объектов социальной и коммунальной инфраструктуры;
финансирование капитальных вложений по объектам с высокой степенью готовности и ограничение расходов на приобретение оборудования;
обеспечение жесткого режима экономного и рационального использования бюджетных средств, направленных на оказание социально значимых муниципальных услуг, включая установление для бюджетных учреждений нормативов потребления топливно-энергетических и других материальных ресурсов;
недопущение кредиторской задолженности по принятым обязательствам в первую очередь по заработной плате и социальным выплатам.
Ожидаемыми конечными результатами реализации Программы в целом являются снижение зависимости бюджета Мариинского муниципального района от межбюджетных трансфертов из областного бюджета и повышение самостоятельности органов местного самоуправления Мариинского муниципального района, развитие программно-целевых методов управления бюджетным процессом в Мариинском муниципальном районе, а также рост качества управления муниципальными финансами.

Управление муниципальным долгом
Мариинского муниципального района

Управление муниципальным долгом Мариинского муниципального района является частью системы управления финансовыми ресурсами Мариинского муниципального района.
Основными целями управления муниципальным долгом Мариинского муниципального района являются:
соблюдение норм бюджетного законодательства Российской Федерации;
оптимизация структуры муниципального долга;
снижение долговой нагрузки и расходов на обслуживание муниципального долга Мариинского муниципального района;
обеспечение оптимальной долговой нагрузки на бюджет Мариинского муниципального района;
отсутствие просроченной задолженности по долговым обязательствам;
недопущение роста объема муниципального долга по муниципальным гарантиям Мариинского муниципального района;
снижение стоимости привлекаемых кредитных ресурсов кредитных организаций;
снижение зависимости бюджета Мариинского муниципального района от заемных средств;
равномерное распределение долговой нагрузки на бюджет Мариинского муниципального района.
Совершенствование управления муниципальным внутренним долгом Мариинского муниципального района включает следующие мероприятия:
эффективное планирование объема и структуры муниципального долга;
своевременное и в полном объеме погашение долговых обязательств перед областным бюджетом и кредитными организациями;
осуществление мероприятий по реструктуризации долговых обязательств;
установление моратория на предоставление муниципальных гарантий Мариинского муниципального района;
направление доходов, полученных в ходе исполнения бюджета Мариинского муниципального района сверх утвержденного объема указанных доходов, на погашение долговых обязательств Мариинского муниципального района;
привлечение кредитных ресурсов кредитных организаций по более низкой процентной ставке по отношению к действующим кредитным договорам.

4. Развитие системы муниципального финансового контроля

В условиях перехода к "программному" бюджету происходит изменение функций и задач органов муниципального финансового контроля Мариинского муниципального района. При организации их деятельности акцент должен быть смещен с контроля над финансовыми потоками на контроль за результатами, которые приносит их использование.
Бюджетным кодексом Российской Федерации с 4 августа 2013 года определена сфера муниципального финансового контроля, введены понятия "внешнего" и "внутреннего" муниципального финансового контроля.
Переход к "программному" бюджету требует усиления контроля за разработкой и выполнением муниципальных программ Мариинского муниципального района, поскольку такой контроль должен происходить не только на стадии обсуждения проекта решения о бюджете Мариинского муниципального района, но и на всем "жизненном цикле" муниципальных программ Мариинского муниципального района - при их разработке, поэтапной реализации, мониторинге, экспертизе, оценке эффективности.
К полномочиям органов внешнего муниципального финансового контроля отнесена экспертиза муниципальных программ, органов внутреннего муниципального контроля - контроль за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ.
Одним из основных инструментов внешнего муниципального финансового контроля должен стать аудит эффективности, который призван дать оценку эффективности деятельности органов местного самоуправления Мариинского муниципального района с точки зрения результативности выполнения мероприятий муниципальных программ, а также достижения конечных целей и задач данных программ в социальной, экономической или иных сферах деятельности общества.
К полномочиям органов внутреннего муниципального финансового контроля Мариинского муниципального района помимо задач по осуществлению контроля за полнотой и достоверностью отчетности о реализации муниципальных программ, в том числе отчетности об исполнении муниципальных заданий, отнесены полномочия по контролю в сфере закупок для муниципальных нужд с применением мер административной ответственности.
В целом поставленные перед органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля новые задачи и введение многочисленных санкций и мер административной ответственности должны способствовать созданию в Мариинском муниципальном районе полноценной работоспособной системы мониторинга исполнения муниципальных программ.
В рамках продолжения развития в Мариинском муниципальном районе системного финансового контроля необходимо скоординировать работу между различными уровнями и органами финансового контроля Мариинского муниципального района, начиная с этапа планирования контрольных мероприятий до реализации результатов данных мероприятий. Для достижения указанных целей необходимо:
разработать и утвердить нормативные правовые акты Мариинского муниципального района по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита главными распорядителями средств бюджета Мариинского муниципального района, а также ведомственного контроля (аудита) в сфере закупок;
выработать единую методику по планированию контрольных мероприятий органами муниципального финансового контроля, главными распорядителями средств бюджета Мариинского муниципального района, администраторами доходов;
обеспечить на основе соглашений взаимодействие в проведении совместных контрольных мероприятий между органами внешнего и внутреннего муниципального финансового контроля;
разработать методические указания по квалификации нарушений с целью единого подхода к их применению органами муниципального контроля и главными распорядителями, осуществляющими внутренний финансовый контроль и аудит;
разработать план проведения информационной работы с объектами финансового контроля с целью повышения бюджетной дисциплины;
внедрить систему мониторинга и анализа качества контрольной деятельности органов внутреннего муниципального финансового контроля на основе установленных количественных показателей эффективности.
С 01.01.2016 в соответствии с требованиями Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", на финансовые органы возлагаются новые контрольные функции:
контроль за соответствием информации об объеме финансового обеспечения, включенной в планы закупок, информации об объеме финансового обеспечения для осуществления закупок, утвержденном и доведенном до заказчика;
контроль за соответствием информации об идентификационных кодах закупок и об объеме финансового обеспечения для осуществления данных закупок, содержащейся:
в планах-графиках, информации, содержащейся в планах закупок;
в извещениях об осуществлении закупок, в документации о закупках, информации, содержащейся в планах-графиках;
в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), информации, содержащейся в документации о закупках;
в условиях проектов контрактов, направляемых участникам закупок, с которыми заключаются контракты, информации, содержащейся в протоколах определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
в реестре контрактов, заключенных заказчиками, условиям контрактов.
Для исполнения указанных функций необходимо разработать порядок осуществления контроля в сфере закупок и порядок действия финансовых органов при выявлении несоответствия контролируемой информации, а также осуществить переход к "электронному санкционированию" - проверке в автоматическом режиме финансовыми органами документов, подтверждающих возникновение у заказчика-получателя средств бюджета Мариинского муниципального района денежных обязательств по муниципальным контрактам (договорам) на оказание услуг (выполнение работ).

5. Обеспечение открытости и прозрачности
муниципальных финансов

В Мариинском муниципальном районе большое внимание в процессе совершенствования бюджетного процесса уделяется развитию важного принципа бюджетной системы Российской Федерации - прозрачности (открытости). Повышение уровня информационной прозрачности деятельности администрации Мариинского муниципального района, отраслевых (функциональных) органов администрации Мариинского муниципального района, принимающих участие в подготовке, исполнении бюджета Мариинского муниципального района и составлении бюджетной отчетности, способствует повышению качества их работы и системы управления муниципальными финансами в целом.
В настоящее время на информационных ресурсах широко представлены решения Совета народных депутатов Мариинского муниципального района о бюджете Мариинского муниципального района, об отчете его исполнения, правовые акты, регламентирующие бюджетный процесс в Мариинском муниципальном районе. На официальном сайте финансового управления по Мариинскому району ведется рубрика "Бюджет для граждан". Это дает в доступной форме информировать население о бюджете Мариинского муниципального района, планируемых и достигнутых результатах использования бюджетных средств.
В целях информирования общественности, выявления общественного мнения и осуществления взаимодействия органов местного самоуправления с общественностью регулярно проводятся публичные слушания по проектам решений Совета народных депутатов Мариинского муниципального района о бюджете Мариинского муниципального района и об отчете его исполнения. Информация, публикуемая в открытых источниках, позволит гражданам составить представление о направлениях расходования бюджетных средств и эффективности их расходования.


------------------------------------------------------------------